Воскресенье, 29.09.2024, 12:39
Приветствую Вас Гость

Life? Live!

Меню сайта
Категории раздела
Форма входа
Поиск
Кто онлайн
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Реклама

Погода
Трафик
Посетители
free counters
Главная » Статьи » Материалы

Р-30 3М30 «Булава́30»

Р-30 3М30 «Булава́-30» (РСМ-56 — для использования в международных договорах; SS-NX-30 — по классификации НАТО; «Булава-М», «Булава-47») — новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках. Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (ранее разработавшим ракету наземного базирования «Тополь-М») под руководством Ю. С. Соломонова. Предположительная дата принятия на вооружение: 2009 год.

История создания

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

Производство ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже производятся ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высокой степени унифицированы.

На декабрь 2008 года, высветился вопрос о степени унификации с «Тополь-М», так как вследствие всевозможных доработок и доводок в ходе опытных испытаний, количество общих деталей неуклонно снижается.

После успешных испытаний 29 июня 2007 принято решение о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты.

Испытания

Согласно сообщениям в «Российской газете» 24 мая 2004 на Воткинском машиностроительном заводе (он входит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.

23 сентября 2004 с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлён успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности её использования с подводных лодок. В прессе этот запуск принято считать первым по счету, хотя был произведен только запуск массогабаритного макета ракеты.

Второй испытательный запуск реального ракетоносителя был успешно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по московскому времени. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.

Третий испытательный запуск был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по московскому времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.

Четвертый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск МБР был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.

Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также закончился неудачно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.

Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.

Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск произведён в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился частично удачно — третья боеголовка не достигла цели.

Очередной испытательный пуск предположительно должен был произойти в ноябре 2007. Однако испытания не состоялись, при этом никакой официальной информации о причинах их отмены оглашено не было.Данное обстоятельство дало повод ряду лиц начать распространение недостоверных слухов о пятом подряд неудачном запуске «Булавы».

Восьмой пуск — 18 сентября 2008 года. По сообщению новостного агентства Интерфакс, «российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК в четверг осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. „В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полет ракеты прошел в штатном режиме“, — сказал представитель Минобороны РФ.» Однако вскоре, с подачи газеты «Коммерсант», сославшейся на анонимный источник в Министерстве обороны РФ, была распространена информация о том, что пуск был успешным лишь частично. По данным собеседника издания, до последнего этапа испытания проходили успешно. «Активный участок траектории ракета прошла без сбоев, попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сообщил он газете. Таким образом, как пояснил он, в боевых условиях боеголовки ракеты не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». В то же время некоторые специалисты высказали мнение, что в данном запуске вместе с испытаниями собственно ракетоносителя «Булава», отработавшего полностью штатно, могли проводиться параллельные испытания новой модификации боевой части ракеты, которые, предположительно, и оказались неудачными. От каких-либо дополнительных официальных комментариев в связи с возникшими слухами Минобороны РФ воздержалось.

Девятый пуск. Наконец, 28 ноября 2008 года, пуск «Булавы» прошел полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» в пятницу произвела успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты последнего поколения «Булава», сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые выполнена полностью. «Пуск произведен из подводного положения в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — сказал Дыгало.

Десятый пуск. Произведен 23.12.2008 с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвертым (с учетом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счету из девяти проведенных.

ГРЦ «КБ имени Макеева» предложил возобновить разработки в 2008 году на своей базе.

В 2008 году на ОАО «ПО „Севмаш“» проведён ремонт и завершена модернизация по проекту 941УМ используемой для испытаний АПЛ «Дмитрий Донской».

ТТХ

Стартовый вес 36,8 тонн. Длина пускового контейнера 12,1 м, диаметр контейнера 2,1 м, диаметр первой ступени 2,0 м.

Ракета трёхступенчатая, по первым двум ступеням все источники утверждают, что они твердотопливные. Масса двигателя первой ступени 18,6 тонн, длина 3,8 м[14], данные второй ступени не сообщались. По третьей ступени существует два мнения: твердотопливная ступень[15] и жидкостная ступень[14] В пользу версии о жидкостной третьей ступени приводятся аргументы о возможности обеспечения маневрирования на заключительных участках траектории полёта.

Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 ядерных блоков индивидуального наведения с возможностью маневра по курсу и высоте. Общий забрасываемый вес 1150 кг.

Сообщается о наличии системы преодоления противоракетной обороны противника.

Информация о ядерных блоках «Булавы» противоречива. По некоторым данным, изменился принцип их разведения. Раньше баллистическая ракета выводила блоки в район цели и «рассыпала» их над ней. На «Булаве» же применили принцип «виноградной грозди». Машина сможет индивидуально «развозить» боеголовки сразу по нескольким целям. Зная точность попадания комплекса «Тополь-М» в цель («Булаву» создает то же КБ, что и «Тополь-М», — Московский институт теплотехники), можно констатировать, что и у «Булавы» этот показатель будет не меньше, а значит, будет достигнута очень высокая эффективность оружия.

Радиус действия — не менее 8 тыс. км.

В рамках межгосударственных соглашений Россия представила информацию о технических характеристиках своей новейшей ракеты «Булава»: http://informacia.ru/russia/bulava.htm

В открытых источниках употребляются различные обозначения. Тем не менее, о различиях модификаций «Булава», «Булава-30», «Булава-М», «Булава-47» не сообщается.

Носители

Ракета создается как корабельный ракетный комплекс, унифицированный для двух типов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения:
модернизированного проекта 941 «Акула»: «Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь»;
проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» (заложен в 2004 году) и «Владимир Мономах» (проект 955 «А», заложен в 2006 году). Всего до 2017 года предполагается построить восемь субмарин проекта 955 и 955 «А». Первые две АПЛ будут нести 16 твердотопливных ракет типа «Булава» с разделяющейся головной частью, последующие (начиная с «Владимира Мономаха») - по 20 ракет.

Критика

Американцы считают, что по всем своим характеристикам «Булава» практически полностью совпадает с их ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая. Но это совершенно не соответствует действительности, так как ракета Poseidon-C3 имеет две ступени и максимальную дальность стрельбы 5600 км (6 РГЧ).

Однако исходя из известных ТТХ отлично видно что Булава является аналогом всего лишь ракеты Трайдент-1 1979 года выпуска также морально устаревшей и снятой с вооружения и никак не может соперничать на равных с ракетой D-5 "Трайдент-2" составляющей основу морского сегмента стратегических сил США.

По оценкам некоторых экспертов замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой» .

Однако, как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению «у „Тополя-М“, и у „Булавы“ активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3—4 раза, а по сравнению с американскими, французскими, китайскими — в 1,5—2 раза».

Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.

Также необходимо отметить, что твердотопливные ракетоносители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации. Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами. Следует также учитывать, что в качестве топлива в современных жидкостных ракетах используются крайне высокотоксичные вещества (например, гептил). Таким образом, переход на твердотопливные ракетоносители обеспечивает повышение отказобезопасности и снижение риска аварийности эксплуатации МБР морского базирования.

Оценка испытаний

Отечественные авторы часто критикуют разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за достаточно большой процент неудачных испытаний. Но по мнению генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова: "При проведении летных испытаний (поскольку это закрытая тема, о конструктивных особенностях я говорить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было невозможно — кто бы что ни говорил о возможности такого прогнозирования. Для того чтобы понять, о каких величинах с точки зрения количественных оценок идет речь, могу сказать, что события, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными долями секунды, при этом события имеют абсолютно случайный характер. И, когда мы по той информации, которую нам удалось выудить при анализе телеметрических данных, в наземных условиях воспроизводили случившееся в полете, чтобы понять природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это лишний раз свидетельствует, насколько, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой — насколько она трудно прогнозируема с точки зрения возможности воспроизведения в наземных условиях".


По мнению вице-премьера Сергея Иванова,юриста по образованию, причины неудач связаны с тем, что «недостаточное внимание уделяется наземной отработке изделий». По данным «Новой газеты» это связано с отсутствием у МИТ необходимых стендов. По мнению неназванных представителей оборонной промышленности причиной неудач являются недостаточное качество комплектующих и сборки, было высказано мнение, что это свидетельствует о проблемах при серийном производстве «Булавы».

Интересные факты

Считается, что установка нового ракетного комплекса на строящиеся лодки проекта 955 «Борей» и перевооружение лодки проекта 941 «Акула» восстановит изменившийся баланс сил в российской ядерной триаде. Новая ракета не только остановит старение, но и выведет ударную мощь морского компонента на новую качественную ступень.

Основные характеристики


Количество ступеней 3
Длина (с ГЧ) 12,1 м
Длина (без ГЧ) 11,5 м
Диаметр 2 м
Стартовая масса 36,8
Забрасываемый вес 1150
Вид топлива твёрдое смесевое
Дальность полета 8000[2] км
Тип головной части разделяющаяся, ядерная, отделяемая
Количество боевых блоков 6
Мощность заряда 6x150 кт
Система управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования 955 «Борей» (941УМ «Акула»)





Категория: Материалы | Добавил: Admin (10.07.2009) | Автор: Р-30 3М30 «Булава́30»
Просмотров: 695 | Теги: Р-30 3М30 «Булава́-30», «Булава», Р-30 3М30 «Булава́30», Булава | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Яндекс цитирования Тиц сайта