Воскресенье, 29.09.2024, 06:40
Приветствую Вас Гость

Life? Live!

Меню сайта
Категории раздела
Форма входа
Поиск
Кто онлайн
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Реклама

Погода
Трафик
Посетители
free counters
Главная » Статьи » Материалы

Т-35

Т-35 — советский тяжёлый танк 1930-х годов. Единственный в мире пятибашенный танк, выпускавшийся серийно (в 1933—1939 гг. была выпущена 61 серийная машина). Самый мощный танк Красной армии 1930—1940-х годов. До 1941 года в боях не участвовал, но часто использовался в военных парадах, являясь зримым воплощением военной мощи СССР. Т-35 принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны, однако очень быстро были потеряны, причём в основном из-за неисправностей.

Работы по созданию тяжёлого танка начались в СССР ещё в конце 1920-х годов, однако отсутствие у советских конструкторов необходимого опыта в области танкостроения не позволяло создать полноценную боевую машину. Выходом из ситуации стало приглашение немецких инженеров конструкторов во главе с Эдвардом Гротте, которые в 1930 году приехали в СССР и совместно с молодыми советскими инженерами занялись проектированием тяжёлого танка. И хотя созданный под руководством Гротте танк ТГ не пошёл в серию, советские конструкторы получили поистине бесценный опыт, который позволил приступить к проектированию собственных тяжёлых боевых машин.

После прекращения работ над ТГ конструкторское бюро, в состав которого входили возглавляемые Н. В. Барыковым советские инженеры, работавшие с Гротте, занялось разработкой собственного тяжёлого танка. В задании от Управления механизации и моторизации (УММ) РККА говорилось: «К 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». При проектировании Т-35 конструкторы опирались на полуторалетний опыт работы над ТГ, а также результаты испытаний немецких танков «Гросстрактор» на полигоне под Казанью и материалы комиссии по закупке перспективной бронетехники в Великобритании.

Сборка первого прототипа, получившего обозначение Т-35-1, была окончена 20 августа 1932 года и уже 1 сентября танк был показан представителям УММ РККА. Масса танка составляла 42 т, броня — 30—40 мм, вооружение включало одну 76-мм и две 37-мм пушки (на Т-35-1 вместо 76-мм пушки стоял макет), а также три пулемёта; экипаж — 10—11 человек. Длина 9,72 м. Ширина 3,20 м. Высота 3,43 м. Запас хода по шоссе 150 км. Двигатель М-17 мощностью 500 л. с. позволял танку развивать максимальную скорость 28 км/ч. Удельное давление на грунт не превышало 0,7 кг/см2. Опорные катки были сгруппированы попарно в три тележки на борт. Верх главной башни — округлой формы.

На испытаниях осенью 1932 года Т-35-1 показал неплохие результаты и в принципе удовлетворял военных, но был отмечен ряд недостатков в силовой установке машины. Кроме того, конструкция трансмиссии и пневматических приводов управления была слишком сложной и дорогой для массового производства танка. Конструкторам было предложено доработать проект по указанным направлениям, усилить вооружение и провести унификацию ряда деталей (в частности, главных башен) со средним танком Т-28.

В феврале 1933 года танковое производство завода «Большевик» было выделено в отдельный завод № 147 им. К. Е. Ворошилова, а КБ Барыкова переформировано в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО), который и занялся доработкой Т-35-1.

Второй образец, обозначенный как Т-35-2, собрали в апреле 1933 года, а 1 мая он уже участвовал в параде на площади Урицкого (бывшей Дворцовой) в Ленинграде. От Т-35-1 танк отличался, помимо главной башни, установкой другого двигателя, изменённой формой фальшборта и рядом других мелких отличий.

Параллельно в том же КБ велась разработка чертежей танка Т-35А для серийного производства. Т-35А значительно отличался и от Т-35-2, и от Т-35-1. Он имел удлинённую на одну тележку ходовую часть, малые пулемётные башни другой конструкции, средние башни увеличенной формы с 45-мм пушками 20К, изменённую форму корпуса и т. д. Всё это вызвало ряд трудностей при изготовлении, так как Т-35А являлся, по существу, совершенно новой машиной.

Серийное изготовление Т-35 поручили Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна. Работа по улучшению танка начата в 1932 году под руководством Н. В. Цейца, 11 августа 1933 года Т-35 принят на вооружение и с 1934 начал поступать в армию.

В 1933 году были выпущены 2 серийных образца, а в 1934 приступили к мелкосерийному производству. Выпуск по годам:


1933 — 2 шт.
1934 — 10 шт.
1935 — 7 шт.
1936 — 15 шт.
1937 — 10 шт.
1938 — 11 шт.
1939 — 6 шт.

Всего за период 1933—1939 гг. выпущена 61 серийная машина и 2 прототипа.

В процессе производства в конструкцию танка неоднократно вносились изменения. В 1937 году увеличили толщину верхнего и нижнего лобовых и бортовых листов, брони кормы и башен с 20 до 23 мм; мощность двигателя повысили до 580 л. с., масса танка возросла до 52 т, а затем до 55 т. Число членов экипажа колебалось от 11 до 9 человек. Последняя партия из шести машин, выпущенных в 1938—1939 годах, имела башни конической формы, изменённую конструкцию бортовых экранов, улучшенные уплотнения корпуса. Были также усилены элементы подвески.

Т-35 представлял собой тяжёлый танк классической компоновки, пятибашенный, с двухъярусным расположением пушечно-пулемётного вооружения и противопульным бронированием.

Корпус танка — коробчатой формы, сложной конфигурации, сварной и частично клёпаный, из броневых листов толщиной 20 и 40 мм (в более поздних моделях — толще).

Вооружение танка Т-35 располагалось в пяти башнях, расположенных в два яруса. В центральной башне устанавливалась 76,2-мм пушка КТ-28 обр. 1927/1932 годов (планировалась ПС-3), представлявшая собой танковый вариант полковой пушки образца 1927 года. Длина ствола — 16,5 калибра, начальная скорость снаряда — 381 м/с. Прицельные приспособления — танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года. Справа от пушки в независимой шаровой установке имелся пулемёт ДТ. В нише башни имелась щель для бугельной установки ещё одного пулемёта ДТ, закрываемая бронезаслонкой (на ряде танков кормовой пулемёт устанавливался в стандартной шаровой установке). Кроме того, на круглом люке башни при помощи турельной установки мог устанавливаться ещё один пулемёт ДТ, предназначенный для стрельбы по воздушным целям.

Две 45-мм пушки 20К образца 1932 года, обеспечивающие начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с, устанавливались в двух малых пушечных башнях, расположенных по диагонали (впереди-справа и сзади-слева). Пушки были закреплены в подвижных бронировках на цапфах и имели спаренные пулемёты ДТ. По одному пулемёту ДТ устанавливалось в пулемётных башнях, также расположенных по диагонали (впереди-слева и сзади-справа).

Боекомплект: 96 выстрелов к 76-мм пушке, 220 — к 45-мм пушкам и 10 000 патронов к пулемётам.

Таким образом, вооружение Т-35 было примерно эквивалентно одному среднему танку Т-28 и двум лёгким танкам Т-26.

Карбюраторный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель М-17 жидкостного охлаждения, установленный в задней части корпуса, развивал мощность 500 л. с. при 1450 об./мин. и позволял танку двигаться с максимальной скоростью 30 км/ч, а на местности — порядка 12 км/ч. Топливные баки ёмкостью 910 л обеспечивали запас хода по шоссе до 150 км. Двигатель соединялся через главный фрикцион с механической пятискоростной коробкой передач. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы с ленточными тормозами.

Гусеничный движитель состоял из восьми (на каждую сторону) обрезиненных опорных катков малого диаметра, шести поддерживающих катков с резиновыми шинами, направляющих колёс с винтовым механизмом натяжения гусениц, ведущих задних колёс со съёмными зубчатыми венцами и мелкозвенчатых гусеничных цепей со скелетообразными траками и открытым шарниром. Траки соединялись пальцами, стопорящимися с помощью шплинтов. Между направляющими колёсами и передними опорными катками были установлены натяжные ролики, предотвращавшие прогибы передних ветвей гусениц при преодолении вертикальных препятствий.

Подвеска — блокированная, по два катка в тележке; подрессоривание — двумя спиральными пружинами. Ходовая часть закрыта 10-мм броневыми экранами. Танк преодолевал подъёмы крутизной до 36°, рвы шириной до 3,5 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м, брод глубиной 1,2 м. Удельное давление на грунт составляло 0,78 кг/см2. В то же время большое значение отношения длины танка к его ширине (больше 3) неблагоприятно сказывалось на его маневренности.

Подвеска

На танке имелась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной вокруг главной башни, телефонное переговорное устройство на семь абонентов и система дымопуска. Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме, напряжение сети — 12 В.

В процессе производства танка Т-35 число членов экипажа колебалось от 11 до 9 человек, в зависимости от конструкции конкретной серии. Чаще всего размещение экипажа выглядело следующим образом. В главной — верхней — башне, унифицированной с башней танка Т-28, находились три члена экипажа: командир танка (он же наводчик), пулемётчик, и сзади — радист (он же заряжающий). В двух башнях с 45-мм пушками размещаются по два члена экипажа — наводчик и пулемётчик, в пулемётных башнях — по одному стрелку. Главная башня отгораживалась от остальной части боевого отделения перегородкой. Передние и задние башни попарно сообщались между собой. В передней части корпуса между гусеницами находилось отделение управления — там размещался механик-водитель (из-за сильно выступающих вперёд ветвей гусениц он имел очень ограниченный обзор, и зачастую машину приходилось вести едва ли не вслепую).

В начальный период производства Т-35 соответствовал оперативно-техническим требованиям, предъявляемым к тяжёлым танкам Красной армии. Кроме того, по своей огневой мощи Т-35 был самым сильным танком мира. Три пушки и пять пулемётов, расположенные в пяти вращающихся башнях, обеспечивали массированный круговой огонь одновременно во всех направлениях, что для борьбы с пехотой в глубине обороны противника давало (в теории) определённые преимущества. Однако это потребовало увеличения экипажа, привело к усложнению конструкции. Тягово-динамические качества машины были явно недостаточны, особенно при повороте. Всё это не позволяло выполнять в полной мере задачи, стоящие перед тяжёлым танком. Наличие большого количества башен привело к тому, что командир не мог эффективно управлять огнём. Слабое бронирование делало танк уязвимым для артиллерии, а из-за огромных размеров и низкой подвижности танк представлял собой прекрасную мишень.

Было ясно, что требуется новая концепция тяжёлого танка. В рамках этой новой концепции были созданы экспериментальные танки СМК, Т-100 и КВ. Последний стал родоначальником первой в СССР удачной серии тяжёлых танков.

Т-35, брошенный экипажем из-за неисправности. Западная Украина, июль 1941 г.

Таким образом, к 1941 году Т-35 полностью морально устарели, однако с вооружения сняты не были. На 22 июня 1941 года в РККА числилось 48 танков Т-35, состоявших на вооружении 67-го и 68-го танковых полков 34-й танковой дивизии Киевского ОВО. Остальные находились в распоряжении военных учебных заведений и испытательных полигонов. Все Т-35, имевшиеся в распоряжении 34-й тд, к началу войны находились в районе Равы-Русской и были потеряны в первые дни боёв. При этом лишь 7 машин были потеряны непосредственно в бою, 6 на момент начала войны были в ремонте, а другие 35 выбыли из строя в результате неисправностей, сломались на марше и были брошены или уничтожены экипажами. Последнее применение танков Т-35 (2 машины) отмечено во время битвы под Москвой. Интересно, что сохранилось множество фотографий брошенных Т-35, сделанных немцами — танкисты панцерваффе и простые солдаты обожали фотографироваться на фоне «чуда враждебной техники».

В первые недели войны один Т-35, полностью исправный и оставленный, видимо, из-за нехватки топлива, был отправлен немецким командованием на танковый полигон в Куммерсдорфе, где был тщательно изучен немецкими инженерами. При этом немцы отмечали, что с транспортировкой машины возникли проблемы — танк не вписывался в железнодорожный габарит, а переключение рычагов было невероятно тяжёлым и изнурительным делом. Дальнейшая судьба этого танка неизвестна. Красивая легенда о том, что в апреле 1945 года он использовался немцами при обороне Зееловских высот и погиб в бою, не имеет подтверждений.

Как уже говорилось, вплоть до начала Великой Отечественной войны Т-35 не принимали участия в боевых действиях. Периодически Т-35 использовались в войсковых маневрах, однако главным «полем боя» этих машин стали площади Москвы и Киева. Танки Т-35 воистину стали зримым воплощением силы РККА. Начиная с 1933 года и вплоть до начала Великой Отечественной войны Т-35 участвовали во всех парадах в Москве и Киеве. Правда, число танков, принимавших участие в параде, было достаточно невелико. Например, 7 ноября 1940 года на парады вывели всего 20 машин (по 10 в Москве и Киеве).

Кроме того, танки Т-35 изображены на ряде агитационных плакатов. Интересно, что изображение Т-35 присутствует даже на плакате 1943 года. В это время в войсках уже давно не осталось ни одного Т-35, однако ощетинившийся пушками «сухопутный броненосец» продолжал выполнять свою пропагандистскую функцию, по-прежнему олицетворяя собой мощь Красной армии.

Кроме того, упрощённое изображение Т-35 было использовано в оформлении медали «За отвагу»

Агитплакат РККА, 1937 год. На переднем плане — тяжёлый танк Т-35

Несомненно, с момента своего создания и вплоть до Великой Отечественной войны по огневой мощи танк Т-35 превосходил все мировые танки. Комбинация из трёх орудий и пяти-семи стрелявших во все стороны пулемётов позволяла создать вокруг машины настоящее море огня. Но вместе с тем многобашенная компоновка, апогеем которой стал Т-35, делала танк малопригодным к ведению реальных боевых действий.

Командир физически не мог управлять огнём пяти башен, и в бою танк действовал неэффективно. Громоздкая конструкция боевого отделения повлекла за собой увеличение габаритов танка, сделав его прекрасной мишенью и одновременно лишив какого бы то ни было запаса на усиление бронирования. Но даже с противопульной бронёй «сухопутный линкор» весил полсотни тонн, заставляя двигатель работать на пределе своих возможностей, и даже на этом пределе М-17Т не мог разогнать машину до приемлемой скорости: скорость перемещения танка в бою обычно не превышала 8—10 км/ч. В комбинации с огромными размерами и слабой бронёй это ещё больше повышало уязвимость танка.

Впрочем, частям Вермахта практически не довелось испытать на себе огневую мощь Т-35 — вместо немецких танков главным врагом «тридцать пятых» были их же технические дефекты и общая ненадёжность — результат всех перечисленных выше недостатков. Длительный марш, который пришлось совершить 34-й танковой дивизии, был для Т-35 смертелен.

Оправданием может служить тот факт, что ни разу за всё время своего существования танки Т-35 не использовались по их прямому назначению — поддержке пехоты при прорыве укреплённых линий противника. Возможно, в такой обстановке Т-35 был бы более эффективен, но летом 1941 года 34-й дивизии до каких-либо штурмов было слишком далеко. А до окружения и гибели — слишком близко.

Один экземпляр танка Т-35, находившийся в Казанском танковом училище и не принимавший участия в боевых действиях, сохранился до наших дней и экспонируется сейчас в бронетанковом музее в Кубинке.

Концепция многобашенных тяжёлых танков в целом была изначально тупиковой. Тем не менее ею долгие годы увлекались конструкторы многих стран, хотя результат был примерно одинаковым у всех: мелкосерийный выпуск стальных «динозавров» и неудачное их применение в бою.

Родоначальником «сухопутных дредноутов» можно считать французский тяжёлый танк 2C. Разработка его началась в 1917 году, и уже в 1919 году предполагалось выпустить 300 единиц, однако в связи с окончанием военных действий производство было резко свёрнуто. В результате до 1923 года изготовили всего 10 танков типа 2C. Вооружение состояло из 75-мм орудия и нескольких пулемётов и размещалось в двух башнях (орудийной спереди и пулемётной сзади) и бортовых амбразурах. Будучи по меркам 1917 года достаточно прогрессивной машиной, к началу тридцатых танк уже полностью устарел как морально, так и технически. Здесь и неудачное расположение двух башен в одном ярусе, исключавшее круговой обстрел, и огромные размеры машины, и низкие проходимость и надёжность. Принять участие в боевых действиях Второй мировой они не успели — Франция капитулировала, когда танки ещё двигались на фронт по железной дороге, где их через несколько часов и уничтожила немецкая авиация.



A1E1 «Independent» — «Независимый».

Существует мнение, что немалое влияние на разработку танка Т-35 оказало знакомство советских инженеров с английским проектом тяжёлого танка A1E1 «Independent» — «Независимый». Эта машина была создана в 1926 году с оглядкой на опыт французского 2C, но благодаря более рациональной компоновке избежала ряда недостатков последнего. Вооружение располагалось в пяти башнях. Размещение всех пулемётов в четырёх однотипных башенках, сгруппированных вокруг главной башни кругового обстрела с 47-мм пушкой, значительно увеличивало гибкость огня и позволяло нацелить на один объект как минимум два пулемёта и орудие. Применение подобной схемы размещения вооружения в конструкции Т-35 подкрепляет изложенную выше версию. Но так или иначе, A1E1 «Independent» не был принят на вооружение и не пошёл в серию, что сохраняет за Т-35 лавры единственного в мире серийного пятибашенного танка.

В середине 1930-х годов в Германии фирмы «Рейнметалл» и «Крупп» построили небольшую партию тяжёлых трёхбашенных танков NbFz. Две спаренные пушки калибром 75 и 37 мм были установлены в центральной башне с круговым вращением. Второй ярус вооружения образовывали две небольшие, диагонально разнесённые башни со спаренными пулемётами. Машина получилась компактной и довольно лёгкой (всего 35 т), и это существенно увеличивало её подвижность — скорость достигала 35 км/ч. Однако бронирование не могло противостоять противотанковой артиллерии даже того времени.

Английская и немецкая конструкции оказали влияние на японский тяжёлый танк «92», созданный в 1932 году. Машина имела мощное вооружение: 75-мм пушку в главной башне и 47-мм в башне меньшего размера, установленной спереди слева. Характерной особенностью «92» была пулемётная башенка в кормовой части позади силового отделения.

Однако все эти машины не были удачными и лишний раз доказывали тупиковость многобашенной компоновки. Единственным относительно удачным образцом применения такой компоновочной схемы можно считать советский трёхбашенный средний танк Т-28



Категория: Материалы | Добавил: Admin (29.04.2009)
Просмотров: 948 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Яндекс цитирования Тиц сайта